БРЕНДЫ
КОНТАКТЫ
УСЛОВИЯ РАБОТЫ
НОВОСТИ

0шт.

0 р

OZON. История успеха

10 Марта 2022

Онлайн-магазин Ozon сегодня является одним из лидеров на рынке. Кто мог раньше мечтать о том, что можно купить практически любой товар, не выходя из дома? Спортивные товары? Пожалуйста! Одежду? Легко! Косметику? Игрушки? Книги? Бытовую технику? Нет проблем! Можно найти всё. Или почти всё. Раньше - это не было даже пределом мечтаний. Сейчас - реальность. Сегодня рассмотрим историю успеха Ozon.

История создания Ozon

Впрочем историю успеха ли? Путь Ozon выдался довольно тернистым, да и сейчас, несмотря на лидирующие позиции, он не усыпан розами. Всё началось в далеком 1998 году. Ozon появился, благодаря усилиям Николая Ютанова и его издательства Terra Fantastika и компании, которая занималась разработкой ПО Reksoft. Основатели Дмитрий Рудаков и Александр Егоров собирались открыть бизнес на свободные деньги. Было два варианта - продавать автозапчасти, либо книги. Денег хватило на последнем вариант. Учитывая увлечение Дмитрием жанра fantasy, он создал библиографическую базу данных. Так и начался Ozon.

Кстати, вы не замечаете сходства с названием Amazon? А ведь от него и отталкивались создатели, объясняя название легкостью дышать, как после дождя, чистым воздухом. Также это слово упоминалось в одном из творении братьев Стругацких под названием "Хищные вещи века".

Поскольку Reksoft тогда разрабатывала интернет-приложения для иностранных проектов, то им не составило труда запустить сайт. И в первый же рабочий день компания обработала первый заказ, это случилось 9 апреля 1998 года.

Как развивался бизнес Озон

Ещё раз на минуточку... 1998 год. Это сейчас логистика, курьеры, точки выдачи и тд - дело привычное, а тогда ничего этого не было, никакого опыта. Пришлось всё делать с нуля.

И работу проделали колоссальную. Было загружено в сеть множество фильмов и книг. Каждый товар разделили на разные группы - жанры, название и тд. Купить можно было как книги, так и музыку и кино на CD/DVD носителях.

Первая проблема - реализация. Тогда не было электронных денег, карт... То, что работало на тот момент, действовало по постоплате. То есть человек мог выбрать что-то на сайте, забронировать, потом приезжал на адрес, платил налом и забирал товар. А если человек жил зарубежом, то для него подобный расклад был проблемой. Особенно если он хотел купить книгу на русском языке. К слову, они тогда еще пользовались популярностью. Банки не особо жаждали подключить магазин к онлайн-системе оплаты, кроме одного молодого банкира, который решил рискнуть.

В апреле запустили еще одну новинку - сервис для авторизации кредиток. Из этого сервиса потом появится целая организация Assist.ru - она и сегодня существует, причем весьма успешно. Ютанов участвовал в проекте эксперта по отрасли, поэтому в Озоне были данные о новинках и вскоре они оказывались в продаже в интернет-магазине. Также издательства отряжали людей, занимавшихся описаниями для книг.

Со временем арсенал товаров расширялся, и кроме товаров можно было получить обзоры, оценки и рекомендации.

Кризис 1998, отделение 1999 и продажа 2000

А потом наступил август. А вместе с ним и дефолт, повлекший кризис в экономике России. Рубль упал, компании начали разориться. Среди них обанкротилась и Terra Fantastica. Ютанов пожертвовал проектом и продал собственную долю Reksoft. В итоге Ozon получили единственного владельца. Несмотря на все сложности Reksoft обезопасил себя финансовой подушкой, поэтому развитие стартапа не закончилось.

Учитывая, что интернет-магазин особо активно работал над технической частью, он смог пережить "черный август". Вскоре появилась система, благодаря которой можно было оплачивать товары эл.картами. Началось стремительное развитие и наращивание оборотов, из-за чего на временно останавливали прием заказов. Рекорд пришелся на ноябрь того же года, оборот вырос до 200 тыс руб. На директорское кресло сел Дмитрий Рудаков.

Учитывая, что год, несмотря на кризисы, сложился успешно, Ozon отделился от Reksoft и ушел в самостоятельное плавание, став юрлицом ООО "Озон". Гендиректором стал Геннадий Спирин. На сайт зарегилось порядка 10 тысяч "юзеров". Было решено расширять магазин и искать инвесторов. Вот только банки подобные предложения встречали с умилительной улыбкой.

Вскоре Егоров вышел на консультантов по инвестициям с предложением помочь Озону. Начался поиск проектов под венчурные вложения. Озон тогда переживал большой рост продаж, в итоге уверовать в успех было не сложно.

Искали несколько месяцев, благо желающих хватало. Провели свыше 90 деловых переговоров. В итоге предпочтение было отдано Baring Vostok Capital Partners, которые инвестировали несколько млн долл. Какая-то часть ушла на ТВ-рекламу, а вторая - на логистические нужды, оптимизацию и ассортимент.

Через год инвесторы захотели иметь основную бизнес-долю Ozon. Опять переговоры шли долго, но в итоге Егоров с Рудаковым контрольный пакет интернет-магазина продали. В поздних интервью, они эту сделку называли ошибкой.

Новая метла

Новое руководство решило самостоятельно встать за управление бизнесом, а мнение основателей в приоритет не ставить. Их цель - выход на окупаемость, что вредило интеллектуальному контенту торговой марки Озон. К примеру, чтобы привлечь людей, директора решили заказать рекламу у агентства, занимающегося маркетингом. Рекламу должна была появиться на ТВ, по ходу сюжета голый мужчина выбирал себе товары в магазине, а в итоге появлялась надпись: "Найдётся всё". На ролик выделили 300 тысяч долларов. Из чего складывали такую цифру, неизвестно было никому.

В результате начался конфликт интересов, команда, которая отвечала за контент, ушла, а вскоре основатели Озон тоже покинули проект. В это время объем продаж за год был равен 3,85 миллиону долларов.

Озон в наши дни

Начало нулевых Озон также встретил развитием, обновлялся и увеличивался ассортимент. Весной в столице открыли офис и складское помещение, организовали службу курьеров.

В 2005 году начались продажи мобильных телефонов и электроники. Еще через пару лет в ассортименте появилась одежда, товары для дома и семьи. В 2009 году - начали продавать билеты на поезда и самолеты, открылся проект Ozon Travel, который успешно функционирует и сегодня. Еще через пару лет появился обувной раздел, а с 2013 была создана своя марка Travola (бытовая техника).

Другими словами, в 2011 году OZON занял место среди лидеров на рынке, став одним из самых популярных. Сегодня это не просто интернет-магазин, это целый универсальный маркетплейс, где можно купить почти всё. В 2020 году даже появилась онлайн-витрина для бронирования автомобилей. В 2021 году компания за 615 млн руб купила Оней Банк, который до этого принадлежал группе Ашан с целью развить финтех-направление.

В 2020 году средний оборот за год компании составил 104,4 миллиарда руб, что хуже, чем у Ситилинка и Wildberries. Почему так случилось? Озон понес убытки, поскольку компания решила вложиться в логистику и инфраструктуру, в итоге у нее не получилось выйти на безубыточность. Тем не менее развитие продолжается, Озон всеми силами пытается стать полноправным лидером. Получится ли? История делается на наших с вами глазах.

Одноразовая посуда и упаковка


Корзина+

Количество: 0шт.
Сумма: 0 руб.
Оформить заказ

Товар добавлен в корзину!
Яндекс.Метрика Индекс цитирования.
© 2020 FoodCity-pro.ru - товары для кафе и ресторанов оптом в Москве.
Официальное уведомление