Вот уже несколько недель выезд в другую страну - это отдельный квест с неизвестным результатом. Цены поднялись до небес, а само небо почти закрыто, много рейсов было отменено, а за границей очень трудно снять наличку, заблокированы карты - это не весь перечень сложностей, которые ожидают любителей выехать за границу.
Первый мощный удар состоялся тогда, когда Запад решил закрыть воздушное пространство для отечественных лайнеров. Первыми это сделали страны Европейского союза, к ним подтянулась Северная Америка в полном составе. Мы же в ответку закрыли небо для 36 стран. Плюс ко всему запад начал отзывать взятые в лизинг отечественные самолеты, а перестраховщики - рвать контракты. Дабы уж совсем не остаться без воздушных судов, некоторые крупнейшие перевозчики отменили все заграничные полеты.
А тут еще и евро с долларом пошли наверх. Цены на билеты на заграничные рейсы поднимались почти ежедневно (если не ежечасно). К примеру, на данный момент есть шанс слетать в Европу только через Air Serbia - но полет в Белград может стоить как минимум 67 тысяч рублей. И то завтра цена может измениться вверх. Еще один пункт для пересадки - это Турция, но это будет стоить 55 000 руб.
А тут еще возникли и проблемы с отечественными банковскими картами заграницей - их заблокировали, плюс запретили вывозить свыше 10 000 "баксов" налом из России. То есть перечень стран, куда можно отправиться, сокращен почти до минимума, а те, кто до сих пор находится по ту сторону мира, сейчас имеет еще бОльшие сложности - с проживанием и с возвращением в Россию.
Короче, люди поняли, что в скором времени у наших туристов не получится прогуляться по норвежским фьордам, провести итальянский шопинг или посетить венгерские термальные источники. Плюс еще на 80% снизилась покупательская способность наших за рубежом.
"На какие деньги вообще туда ехать? На чем лететь? Карты не принимают, валютную наличность продавать нельзя" - Артур Мурадян, управляющий туристическим оператором Space Travel. Впрочем, о том же говорит сеть туристических агентств "1001 тур". Санкции сократили до 70% продаж туров.
Специалисты Ассоциации туроператоров России говорят, что россияне, привыкшие передвигаться по странам своим ходом, больше всего пострадают из-за санкций. У них не получится покупать билеты, делать бронь отелей на западных сайтах, брать авто в аренду. Впрочем, не все так грустно. И даже надежду терять рано.
Учитывая реалии, самыми популярными будут направления, где можно расплатиться картой "Мир", нашей платежной системы. А именно: Армения, Белоруссия, Абхазия, Южная Осетия, Киргизия, Казахстан, Узбекистан и тд. Помимо этого, хоть и не везде, но ею можно расплатиться в Турции и Вьетнаме. Принимают нашу карту и в ОАЭ. Можно также выбрать альтернативу - страны с системой "все включено" - опять же Турция, Египет, Мальдивские острова и Тунис.
То есть оплату путевки делаете у нас, а в поездку берете минимум налички - чтобы купить сувениры, плюс на непредвиденные расходы.
Также одним из выходов называют использование карт платежной системы UnionPay, работающих во множестве странах. Правда, есть специалисты, у которых этот вариант вызывает скепсис. В частности Ассоциация туроператоров России говорит, что не меньше 3 месяцев понадобится, чтобы эти карты распространить в РФ, поэтому если это и вариант, то не такой быстрый, как хотелось бы.
Майя Котляр, специалист по туризму: "Туристическая индустрия очень чувствительно относится к изменениям в геополитике, и тут надо исходить из текущего момента, чтобы правильно прогнозировать. Пока можно поехать в Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, открыта Азия, которая сняла все ограничения по COVID'у. Впрочем, имейте в виду еще ситуацию в экономике - что будет с кошельками у наших соотечественников?"
Помимо этого, туризм сам по себе - продукт импортного производства, за него оплата идет валютная, то есть на многое еще влияет рублевое колебание - куда он качнется, туда и пойдут цены. Еще одно обстоятельство - это авиаперевозка, решение проблемы с лизингодателями, страховками самолетов и техническим обслуживанием.
Майя Котляр: "Надеюсь, что что-то решится в течение от 1 до 3 месяцев, будем следить за Министерством Транспорта и Росавиацией. Простаивать на земле воздушные судна долго не смогут - иного пути нет, решение должно быть".
Так же считает и Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туристической индустрии: "Туристический бизнес очень чувствителен к любым кризисам, поскольку завязан на многих отраслях. Проблемы с международными отношениями? Всё это влияет на бизнес. Не летают самолеты? И снова туризм крайний. И всё-таки именно он один из первых из этого кризиса выползает. Всё-таки это и в интересах наших экс-партнеров, чтобы всё восстановилось, а именно туристический поток - потому и закрывали они небо с оговоркой, мол, что это на несколько месяцев (речь про Италию, Кипр, Болгарию и так далее)".
Многие специалисты, учитывая что сейчас общая ситуация с индустрией и всем, что с ней связано, изменяется чуть ли не каждый час, рекомендуют прибегать к услугам туроператоров. По словам представителей "Интуриста", когда вы планируете путешествие, то в этом случае хотя бы можно не волноваться о деньгах. Закрылось направление? Деньги депонируются - то есть можете купить другую путевку или же просто перенести поездку.
"Когда всё неопределённо, ездить через туристического оператора очень удобно. И в плане выгоды тоже больше плюсов. К примеру, таким туристам просто должны (без какой-либо доп.оплаты) продлить возможность и дальше оставаться в гостинице, если рейс обратно надо долго ожидать. Или еще одна ситуация: вывозной рейс организуют до того, как запланированный отдых закончится. Тогда туроператор возвращает деньги клиенту за те дни, которые он не потратил. Ну и плюс клиента страхуют, если он по путевке не поехал".
В отечественном союзе туристической индустрии советуют езжать за рубеж либо с организованными группами, либо туда, где небо открыто для нашей страны. Вице-президент союза Барзыкин: "Увы, без Европейского континента, несмотря на то, что какие-то страны дают визы и не запрещают транзитный полет - ситуация снова может измениться, причем незаметно. Конечно, есть риск, и они высоки, но решать так и так каждому отдельно". На том и c'est la vie.