Если верить прогнозу Infoline, в 2021 году e-торговля еды достигнет 400 миллиардов рублей, а через 3 года - пересекут показатель в триллион рублей, из них 90 процентов принесут 10 больших игроков на рынке. Однако надо расширять ассортимент и географию, а также запускать доставку алкогольной продукции, иначе реализовать прогноз будет трудно.
За первое полугодие 2021 года продажи продовольствия в нашей стране превысили 150 миллиардов рублей, а это в 2,5 раза выше прошлого первого полугодия. По прогнозам, продовольствие станет основным фактором роста всего электронного рынка, в итоге их доля с 5,3 достигнет 18,8 процентов.
По словам экспертов, коронавирус и последующая самоизоляция стали двигателем развития продовольственной инет-торговли в прошлом году, а по итогу выросло доверие клиента.
За прошлый год у людей выработалась привычка делать онлайн-заказ еды, особенно в Москве, Петербурге и других крупных городах. Как посчитали эксперты Infoline, в 2020 году число активных покупателей дошло до отметки 60 миллион человек, то есть рост на 40 процентов. По словам Ивана Федякова, генерального директора Infoline, компании стараются развиваться и "проникать" в регионы, где результаты вполне сопоставимые с московскими. Помимо этого рост инфляции даёт возможность производителям продовольствия увеличивать поставки и компенсировать рост себестоимости.
Аналитика показывает, что самые крупные "игроки" продолжают рыночную интеграцию. На них сегодня "лежит" почти 87 процентов всех заказов (в прошлом году было 80%). Один из самых больших операторов - X5 Group ("Перекресток. Впрок" и разные сервисы быстрой доставки) - его показатель равен 23,6 миллиарда рублей, рост - 64,4 процента. Далее расположился "Сбермаркет" - 21,7 миллиарда рублей. За ним ненамного отстает "Вкусвилл" - 21,2 миллиарда руб, "Самокат" - почти 16 миллиардов рублей, "Яндекс.Лавка" - 11,7 миллиардов руб. У многих компаний снижается средний чек и растет число заказов из-за того, что люди стали чаще делать покупки, плюс из-за развития самого сервиса быстрой доставки.
При этом, Федяков считает, что нынешний уровень рыночной консолидации достиг своего потолка, поэтому вряд ли появятся новые большие игроки. "Новичку придется работать с не самой большой рентабельностью и демонстрировать высочайшие обороты".
В "Яндексе" соглашаются, что продовольственные товары и "повседневка" (FMCG) и правда стали двигателем подъема e-commerce за эти годы. Второй квартал 2021 года в этой категории получил 39процентов доли, а это даже выше чем доля электроники (33 процента). Как считают в "Яндексе", потенциал продовольственного рынка связан с тем фактором, что здесь проникновение "на электронный рынок" находится на уровне 2 процентов, в то время как сам сегмент гораздо больше рынка общественного питания (здесь онлайн на уровне 10-15 процентов).
Несмотря на то, что онлайн-торговля продуктами питания показывает большие темпы роста по продажам, для прогноза дальнейшего развития надо учитывать множество сопутствующих факторов, которые связаны с экономикой данного бизнеса, увы, он до сих пор не считается прибыльным.
По словам Александра Шукаева, руководителя направления онлайн-торговли NielsenIQ Russia, судя по мировому опыту, российским онлайн-ритейлерам придётся тяжко, чтобы дойти до 2-значной доли рынка за пару лет.
В Великобритании доля рынка продуктов питания и повседневного спроса составляет 12 процентов, во Франции - 10, в Испании - 3 процента. Подтолкнуть развитие может активное внедрение сервисов в регионы, расширение ассортимента и запуск продажи алкогольной продукции. Директор по маркетингу "Самоката" полагает, что обычные торговые сети и сервисы доставки сейчас имеют неравные условия в плане доступного ассортимента.